Статьи

Девятишаговая технология сопровождения «Шаги любви»

Отделение сопровождения и содействию семейному устройству, подготовке замещающих, школы приемных родителей

Методические рекомендации для специалистов из опыта работы отделения
«Технология сопровождения замещающей семьи»
Девятишаговая технология сопровождения «Шаги любви»


1 шаг – Семья принимает решение.
2 шаг – Выбор ребенком семьи.
3 шаг – Первая встреча (приезд в семью).
4 шаг – «Медовый месяц».
5 шаг – Замкнутость.
6 шаг – Проверка.
7 шаг – Адаптация.
8 шаг – Привязанность, внутренняя связь.
9 шаг – СЕМЬЯ — здесь начинается любовь.

1. Шаг

Принятие решения.
• Согласие ребенка на устройство в замещающую семью (беседа, опрос, анкета, рисунок).
• Снятие тревоги и страха при передаче ребенка в замещающую семью (психолог).
• Проблема установления взаимоотношений между ребенком, новой семьей и кровной семьей, родственниками.

2. Шаг

Выбор ребенком семьи
• Встреча ребенка с будущими родителями, опекунами и т.д.
• Совместная деятельность ребенка с потенциальными родителями.
• Знакомство с потенциальными родителями.
• Противоречивые чувства ребенка (страх, смущение, радость, беспокойство).
• Недоверие к взрослым, вызванное негативным опытом жизни в семье.
• Боязнь новых людей (родственников потенциальных родителей, когда их много).

3. Шаг

Первая встреча (приезд в семью)
• Освоение жизненного пространства в семье.
• Усвоение норм, правил жизни в семье.
• Постоянное сравнение ребенком правил жизни в детском доме, собственной семье и т.д. с правилами жизни в новой семье.
• Ребенок постоянно требует внимания к себе и в то же время боится его, «прячется».
• Пытается все потрогать, подействовать со всеми предметами, особенно незнакомыми ребенку.
• Постоянное выдвижение требований к родителям (А вы мне купите, дадите и т.д.).

4. Шаг

«Медовый месяц»
• Ребенок старается угодить родителям, а потенциальные родители ему.
• Совместное обсуждение способов общения, удобного для ребенка.
• Испытание ребенком чувств потенциальных родителей (капризничает, не слушается, сопротивляется при выполнении норм и правил, настаивает на своем и т.д.).
• Ребенок расстраивается, если долго не видит потенциальных родителей (находится в д/с, школе и т.д.).

5. Шаг

Замкнутость ребенка
• Проявление адаптационной грусти (печален, замкнут, прячется от всех, резко сокращает контакты со всеми).
• Задает вопросы, связанные со своей кровной семьей, родственниками, детским домом и т.д.
• Проявляет неодобряемое поведение, желая узнать, вернут или не вернут в детский дом.
• Может бунтовать, не принимать правила, демонстративно их нарушать.
• Использует манипулятивный стиль общения (обвиняет, угрожает, ябедничает, врет).

6. Шаг

Проверка
• Проявляет избирательное отношение к воспитательным воздействиям (слушает одного родителя, игнорирует замечания другого).
• Намеренно портит семейное имущество, в плохом настроении может испортить вещи, ценности.
• Пассивен в общении, формально доброжелателен.
• Равнодушен к переживаниям членов семьи и друзей.
• Задает вопросы о том, где моя мама, почему я живу не с ней.

7. Шаг

Адаптация
• С удовольствием участвует в традиционных для семьи формах проведения свободного времени.
• Знает и имеет свои обязанности, но не всегда выполняет.
• Принимает систему наказаний и поощрений.
• Бережно относится к семейному имуществу.
• Откликается на инициативу других членов семьи.
• Требуется контроль со стороны взрослых и напоминаний.

8. Шаг

Привязанность
• Эмоциональное положительное отношение ко всем членам семьи.
• Сопереживание членам семьи.
• Принятие и усвоение правил и норм жизни в семье, гордость за традиции семьи.
• Включение в детскую субкультуру.
• Сравнение фотоальбомов прошлой жизни и настоящей с обсуждением событий с родителями.
• Повышенное желание увидеть кровных родителей, родственников.

9. Шаг

С Е М Ь Я (здесь начинается любовь)
• Понимает, принимает семейные нормы и правила и охотно выполняет их.
• Знает и выполняет обязанности.
• Понимает свою роль (сын, дочь, брат, сестра) и охотно ее выполняет в семье.
• Устойчивая привязанность к каждому члену семьи.
• Чутко реагирует на замечания родителей, старается исправить поведение.
• Чувствует себя психологически защищенным и любящим родителей, членов семьи.

Временные границы работы по девятишаговой технологии сопровождения замещающей семьи «Шаги любви»

1 шаг – Принятие решения – 0 месяцев (ребенок находится в Центре);
2 шаг – Выбор ребенком семьи – 0-1 месяц (ребенок находится в Центре, знакомится с кандидатами в замещающие родители);
3 шаг – Первая встреча – 1-3 месяц (приезд в семью);
4 шаг – «Медовый месяц» – первые 3 месяца месяц проживания ребенка в семье;
5 шаг – Замкнутость – 3-6 месяцев проживания ребенка в семье;
6 шаг – Проверка – 9 месяцев проживания ребенка в семье;
7 шаг – Адаптация – 12 месяцев проживания ребенка в семье;
8 шаг – Привязанность, внутренняя связь – 18-24-й месяц проживания ребенка в замещающей семье;
9 шаг – СЕМЬЯ — здесь начинается любовь – 24-36-й месяц проживания ребенка в замещающей семье.

Разработчики: Захарова Н.С.,
заведующий отделением сопровождения и
содействию семейному устройству,
подготовке замещающих, школы приемных родителей,
педагог-психолог
Мордовская А.Д.,
социальный педагог.
2021 г.

Последние новости

Социально-педагогическое сопровождение замещающих семей
Рабочая программа «Ребенок в семье» Социально-педагогическое сопровождение замещающих семей Разработчики: Захарова Н.С.,заведующий отделением сопровождения исодействию семейному устройству,подготовке замещающих, школы приемных…