Рабочая программа «Ребенок в семье»
Социально-педагогическое сопровождение замещающих семей
Разработчики: Захарова Н.С.,
заведующий отделением сопровождения и
содействию семейному устройству,
подготовке замещающих, школы приемных родителей,
педагог-психолог
Мордовская А.Д.,
социальный педагог.
Пояснительная записка
В последние годы государственная политика Российской Федерации направлена на реализацию права ребенка проживать и воспитываться в семье. В нашей стране активно развиваются семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, приемная семья).Как показали многие исследования, только в семье ребенок может получить тот позитивный социальный опыт, который станет основой его нормальной жизни в будущем. Кроме отсутствия опыта жизни в семье у детей-сирот наблюдаются психические и физиологические отклонения, отставания в развитии, спровоцированные потерей кровной семьи и воспитанием ребенка в детском доме. Родители, принимающие таких детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда имеют навыки воспитательной работы именно с такой категорией детей, что особенно проявляется на этапе адаптации ребенка в семье и когда ребенок вступает в подростковый возраст.
Именно в эти периоды чаще всего семьи, не имеющие поддержки специалистов и лишенные профессионального сопровождения, отказываются от воспитания ребенка, поэтому актуальными становятся проблемы правильной организации и сопровождения замещающей семьи, профессионализма приемного родителя. Судьба детей, находящихся в этих семьях на воспитании, зависит от того, насколько успешно будут решены проблемы.
Сопровождение — это психолого-педагогические и социально-педагогические технологии, предназначенные для решения проблем развития приемного ребенка, которые включают анализ ближайшего окружения, диагностику уровня психического развития, использование активных групповых методов и форм индивидуальной работы с ребенком, его родителями, педагогами.
Отделение сопровождения и содействию семейному устройству, подготовке замещающих, школы приемных родителей — организационная структура ГКУ РС(Я) «Центр содействия семейному устройству «Берегиня». В состав отдела входят специалисты, осуществляющие сопровождение замещающей семьи на разных уровнях ее жизнедеятельности. Отделение оказывает содействие по созданию оптимальных условий для развития, воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в замещающей семье.
За последние годы в ГКУ РС(Я) ЦССВ «Берегиня» была выстроена система работы по реализации права ребенка жить и воспитываться в семье. Приоритетное направление деятельности коллектива учреждения это подготовка воспитанников к самостоятельной жизни и к жизни в семье, содействие в обеспечении ребенку безопасного и комфортного семейного окружения.
Восстановление кровной (биологической) семьи является ведущей стратегией. Но, если вернуть ребенка в кровную семью не представляется возможным, начинается второй этап работы по устройству ребенка в замещающую семью – подготовка ребенка в жизни к семье.
Параллельно идёт работа по подбору потенциальных родителей. Ежегодно жить в семью уходят десятки наших воспитанников. Для обеспечения условий эффективной, многосторонней и своевременной помощи приемным семьям разработана программа психолого-педагогического сопровождения замещающих семей «Ребенок в семье». Реализация данной программы позволяет решать возникающие проблемы воспитания приемных детей, обеспечивать качество воспитательного процесса и предупреждать возможность вторичного сиротства.
В рамках психолого-педагогического сопровождения семьи работает Родительский клуб «Забота», который способствует повышению родительской компетенции. В клубе рассматриваются вопросы и проблемы, возникающие в приемных семьях, определяются пути решения этих проблем совместно со специалистами посредством тематических лекций, групповых и индивидуальных консультаций.
Таким образом, поэтапная деятельность «Кровная семья – Принимающая семья –Подготовка принимающих родителей – Сопровождение семей – Постинтернатное сопровождение» выстраивается в систему работы отделения сопровождения и содействию семейному устройству, подготовке замещающих, школы приемных родителей направленную на то, чтобы ребенок рос в семье и сам стал семьянином.
Сопровождение замещающей семьи
Цель:
Содействие созданию благоприятных и безопасных условий развития ребенка в замещающей семье, профилактика вторичного социального сиротства путем разработки и реализации мероприятий, направленных на формирование устойчивых семейных отношений в принимающей семье.
Задачи программы:
- Определение критериев эффективности организации замещающей семьи;
- Создание действенной системы сопровождения замещающей семьи для своевременной профилактики конфликтных ситуаций в ней;
- Определение механизмов повышения профессиональной компетенции приемного родителя, опекуна и попечителя;
- Уменьшение риска возврата ребенка из семьи.
Целевая группа:
Приемные родители, опекуны, попечители дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитывающиеся в замещающей семье.
Нормативно-правовая база
- Конвенция ООН о правах ребенка.
- Семейный кодекс РФ.
- Федеральный закон от 24 апреля 2008 года No 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
- Постановление № 481 от 24 мая 2014 г.
- Соглашение об оказании услуг по сопровождению замещающих семей.
- Соглашение об оказании услуг по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации.
Основные направления работы:
1. Разработка индивидуального плана развития ребенка в семье.2. Составление плана текущего сопровождения семьи и ребенка.3. Проведение мониторинга развития ребенка в семье.4. Посещение детей в семьях, детских садах, общеобразовательных учреждениях.5. Проведение занятий, индивидуальных бесед, консультаций специалистов с детьми и всеми членами принимающей семьи (родители, кровные дети, другие приемные дети, бабушки и дедушки и т.д.).6. Наблюдение за ходом адаптации и проживания ребенка в замещающей семье, предупреждение негативных моментов в поведении детей, и их взаимоотношениях с членами семьи, преодоление кризисных ситуаций.7. Методическое сопровождение замещающих семей (семинары, консультации, индивидуально-методические консультации: устные и письменные).8. Разработка психолого-педагогических и социально-педагогических рекомендаций для замещающих родителей по созданию благоприятных условий воспитания детей и преодолению кризисных ситуаций.
Специалисты отдела:1. Начальник отдела — 1.
2. Педагог-психолог — 2.
3. Социальные педагоги — 3
Критерии эффективности работы:- Активный контакт с семьей на основе доверительных отношений;
— Успешная адаптация ребенка в замещающей семье;
— Удовлетворенность родительскими функциями;
— Умение самостоятельно справляться с конфликтными ситуациями и трудностями в процессе воспитания приемного ребенка;
— Положительная динамика в развитии ребенка и состояние его здоровья.Структура взаимодействия с замещающими семьями.Вся работа осуществляется в несколько этапов, взаимодействие ведется последовательно. Можно выделить три основных этапа сопровождения:
I. Предварительный.
II. Основной.
III. Итоговый.
Сопровождение начинается с предварительной работы. Учитывая, что сопровождение осуществляется, преимущественно, в семьях, в которых проживают воспитанники ЦССВ «Берегиня», то предварительная работа проводится до перехода ребенка на постоянное проживание в семью.I. Предварительный этап включает в себя:1. Знакомство с личным делом воспитанника. Знакомство с личным делом позволяет изучить историю жизни ребенка, дает сведения о его кровных родителях, об условиях проживания, о причинах, в результате которых ребенок оказался в государственном учреждении, кроме того, позволяет понять некоторые причины определенного поведения ребенка (насилие, привязанности и т.д.).2. Знакомство с личным делом семьи. Это необходимо для того, чтобы как можно больше узнать об индивидуальных особенностях самих кандидатов, об особенностях их семейного уклада, о правилах, установленных в семье, о режиме дня, месте и времени работы, об интересах и многом другом. Этот вид деятельности эффективен тогда, когда кандидат в приемные родители проходил обучение в школе приемных родителей непосредственно на базе ЦССВ «Берегиня» и имеется достаточно данных для изучения. Обучение в Школе приемных родителей на позволяет оценить ресурсность замещающих семей, определить мотивацию и ожидания кандидатов в замещающие родители, которые в дальнейшем могут быть профессионалами, понимающими важность и необходимость сотрудничества со специалистами отдела сопровождения.II. Основной этап. Планирование работы с семьей.Социально-психологическое сопровождение приемных семей начинается непосредственно после заключения приемными родителями договора о сопровождении при передаче ребенка. После этого планируется первое посещение семьи и психолого-педагогическая диагностика, заводится личное дело приемной семьи. Дальнейшая работа с семьей, строится в соответствии с уровнем сопровождении. Их четыре: адаптационный, кризисный, активный и стабильный уровни сопровождения (перечень входящих документов в приложении «Алгоритм сопровождения замещающих семей»).Целью первичного социально-педагогического обследования является: оценка бытовых условий проживания замещающей семьи, физического состояния ребенка и круга общения. В процессе посещения социальным педагогом заполняется паспорт семьи, карта социально-педагогического обследования состояния и развития ребенка в семье. Основные методы: наблюдение, беседа.
Целью психологической диагностики является отслеживание адаптированности детей в замещающей семье, защиты их интересов. Кроме того осуществляется диагностика психоэмоционального состояния детей, детско-родительских отношений, определение ресурса семьи, выявление области семейных дисфункций.По результатам первичного посещения семьи, замещающим родителям даются рекомендации, составляется план сопровождения семьи. Куратор семьи составляет план сопровождения, в котором подробно расписано поэтапное, пошаговое сопровождение каждой замещающей семьи в отдельности. После первичного посещения проводится консилиум.Психолого-педагогический консилиум – это форма взаимодействия специалистов по сопровождению замещающих семей, направленная на обеспечение своевременной помощи замещающим семьям. Консилиум помогает осуществлять комплексный подход к организации и реализации сопровождения, коллегиально выносить решения. Членами консилиума являются специалисты учреждения, могут участвовать и приглашенные специалисты, заседания проводятся в Центре помощи.В ходе проведения консилиума обсуждаются следующие показатели развития ребенка в замещающей семье:1. Здоровье:- физическое развитие ребенка;
— нервно-психическое развитие;
— заболеваемость хроническая;
— заболеваемость острая.
2. Образование:- школьная мотивация;
— успеваемость;
— дополнительное образование;
— личностное развитие;
— психические процессы;
— самооценка;
— эмоциональное развитие.
3. Социальная адаптация:- навыки самообслуживания;
— внешний вид и поведение в обществе;
— межличностные отношения;
— способность к общению (со взрослыми и сверстниками);
— соблюдение прав и обязанностей в семье.
4. Социальное окружение:- атмосфера понимания,
— принятие и поддержка ребенка в семье и семьи в окружающем социуме.По результатам ПМПк специалистами сопровождающих замещающую семью, составляется общий план сопровождения, индивидуальные рекомендации.Следующим видом деятельности на основном этапе является мониторинг отслеживание динамики развития ребенка в семье. Посещение семьи, промежуточная психолого-педагогическая диагностика, мониторинг развития ребенка после помещения в неё ребенка, проводится по следующему плану:1. Посещение семьи для диагностики планируется не ранее чем через месяц после помещения ребенка в семью, но возможны звонки, начиная с первой недели. Социальный педагог и педагог-психолог во время визита беседуют с замещающими родителями о первом месяце жизни ребенка в семье, знакомятся с бытом семьи, устанавливают контакт, с другими членами семьи, с социальным окружением (по возможности). Мониторинг развития ребенка – 1 раз в 3 месяца.2. Диагностика проводится 2 раза в год, мониторинг развития ребенка проводится 1 раз в 3 месяца.3. Работа с семьей по запросу осуществляется на всех этапах сопровождения. Психолого-педагогическая диагностика и мониторинг развития ребенка в семье позволяют оценить эффективность функционирования замещающей семьи и динамики развития ребенка, помещенного в эту семью.После каждой диагностики, мониторинга или консультации родителям даются психолого-педагогические рекомендации, направленные на улучшение внутрисемейных отношений, на решение проблем, заявленных замещающим родителем, или выявленных в результате работы с семьей специалистами. По необходимости назначаются консультации специалистов. Результаты каждой диагностики и мониторинга, а также заключения и рекомендации вкладываются в личное дело, помогая, таким образом, отследить динамику и вносить корректировку в планы сопровождения.III. Итоговый этап. В связи с прекращением действия договора о сопровождении замещающей семьи или по достижению воспитанником восемнадцатилетнего возраста сопровождение замещающей семьи прекращается. Проводится итоговая диагностика, в которую, в том числе, входит определение уровня готовности к самостоятельной жизни. После чего сопровождение ребенка, оставшегося без попечения родителей, передается специалистам постинтернатного сопровождения, независимо от того, сохраняются ли отношения между ребенком и замещающей семьей или нет. Сохранение теплых отношений ребенка с приемной семьей, в том числе, заключение с замещающими родителями договора о постинтернатном сопровождении, уровень готовности к самостоятельной жизни позволяет оценить эффективность функционирования замещающей семьи.
Методы работы специалистов отделения
1. Знакомство с личными делами воспитанников, готовящихся перейти в замещающую семью.2. Анализ результатов диагностики и полученных данных.3. Плановое посещение замещающих семей. Диагностика семейно-родительских отношений. Изучение и оценка условий воспитания, обучения и развития приемных детей и подростков в замещающей семье.4. Оформление отчетной документации.5. Анализ работы специалистов отдела сопровождения.6. Психологическая диагностика возрастных и личностных особенностей приёмных детей и подростков, психолого-педагогическая помощь.7. Оказание долговременной помощи приемным детям и подросткам, их родителям, всесторонняя поддержка замещающих родителей и приемных детей.8. Экстренное посещение семей. Оказание помощи. Составление рекомендаций.9. Проведение индивидуальных бесед с детьми, проживающими в приемных семьях и с приемными родителями по запросам и в зависимости от ситуации.10. Индивидуальное консультирование по запросу.11. Разработка плана индивидуального развития ребенка.12. Составление и коррекция планов сопровождения замещающих семей.13. Составление карт обследования семей. Пополнение новой информацией папок с методическими материалами и рекомендациями для замещающих семей.Работа со специалистами образовательных учреждений, в которых обучаются и воспитываются дети. Составление справок и актов ЖБУ о посещении замещающих семей, ДОУ и школ, которые посещают дети, проживающие в замещающих семьях. Необходимо провести беседы с заведующей, социальным педагогом, педагогом-психологом и воспитателем группы, если общеобразовательная школа, с директором, педагогом-психологом, социальным педагогом школы и учителем. Специалистам, работающим с семьей, необходимо предупредить педагогов образовательного учреждения о возможных проблемах, которые могут возникнуть у данного ребенка при поступлении в новый коллектив, при общении со сверстниками, про пробелы в его развитии. Это помогает педагогам грамотно спланировать свою работу с ребенком. Следует учесть, что на этом работа со специалистами образовательных учреждений не заканчивается, оно продолжается на протяжении всего сопровождения. Это позволяет в полной мере отследить социализацию ребенка в детском коллективе, выявить на ранних этапах школьную дезадаптацию и принять профилактические или коррекционные меры.14. Связь с участковым, инспектором ПДН и с отделом опеки, в районе, где проживает приемная семья. Связь с участковым и инспектором ПДН поддерживает социальный педагог отдела сопровождения. Целью такого взаимодействия является профилактика правонарушений среди воспитанников замещающих семей. Это обусловлено тем, что многие воспитанники ведомы и безынициативны, подвержены влиянию извне, особенно в подростковом возрасте, и, соответственно, входят в группу риска по правонарушениям.15. Связь с медицинскими учреждениями и участковым педиатром.16. Мониторинг всестороннего развития ребенка в семье, отслеживание школьной успеваемости и состояния здоровья и психологического комфорта.17. Контроль над сохранностью закрепленного жилого помещения за несовершеннолетними. Оказание содействия по взысканию пенсий и элементов с родителей несовершеннолетних.18. Оказание помощи при взаимодействии с кровными родственниками приемного ребенка.19. Изучение литературы по социальным и психолого-педагогическим проблемам.20. Организация работы Клуба замещающих семей. Родительский клуб «Забота» – это мероприятия, посвященные организации взаимодействия замещающих родителей между собой и специалистами с целью обмена опытом и получения новой информации, в том числе и методической помощи, как от коллег (замещающих родителей), так и специалистов отдела сопровождения, в том числе приглашенных. Данные встречи посвящены решению наиболее актуальных проблем, возникающих в замещающей семье, социальных, материальных и законодательных вопросов.Цель: является сплочение и объединение замещающих родителей по воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей.
Основные задачи работы клуба:1) формирование высокого уровня доверия друг к другу; общность профессиональной деятельности, что позволяет на анализе работы других замещающих родителей вносить коррективы в собственную деятельность, делиться опытом;2) формировать профессиональную идентичность и уважение к своей профессии в ходе регулярного взаимодействия с коллегами;Темы занятий определяются по запросу замещающих родителей.Организация деятельности• Клуб собирается и проводит свои заседания 1 раз в квартал.
• Тематика заседаний утверждается специалистами отдела. Внеплановые заседания могут быть проведены по запросу родителей.
• Время, место и тематика заседаний сообщаются не позднее, чем за неделю до его проведения.
• Для подготовки и выбора форм проведения заседания работает творческая группа (в зависимости от темы).
• Формы заседаний разнообразны: семинары-практикумы, мини-лекции, дискуссии, сюжетно-ролевые и деловые игры, совместные мероприятия с детьми и т. д.
21. Планерки и совещания.22. Отчет деятельности отделения на педагогическом совете ЦССВ «Берегиня». Все виды деятельности, необходимые в рамках сопровождения конкретной замещающей семьи, отображаются в индивидуальном плане сопровождения и в отчетной документации. Информация, получаемая специалистами отделения сопровождения из разных источников, помогает наиболее точно оценить ситуацию в семье, предотвратить кризисные моменты и наиболее точно составить план эффективного сопровождения приемного ребенка и семьи, взявшей его на воспитание.
План работы
Специалистов отделения содействию семейному устройству, подготовке
замещающих, школы приемных родителей
на 2023-2026 годы


Список использованной литературы
1. «Семейный кодекс РФ» от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 30.06.2008).2. ФЗ от 24.04.2008 №48-ФЗ (ред.от 18.07.2009) «Об опеке и попечительстве».3. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».4. Захарова Ж. А. Социально-педагогическое сопровождение воспитания приемного ребенка в замещающей семье. – Кострома: Авантитул. 2009.5. Мартынова В.В., Поспелова Н.С. и др. Социально-педагогическое сопровождение приемной семьи. – Минск: Топник, 2004.6. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. – Кн. 3: Психодиагностика –3-е изд. –М: Владос, 1998.7. Организация работы Регионального центра развития семейных форм устройства детей-сирот и профилактики социального сиротства: Методическое пособие. – М.: ООО «Издательство «Проспект», 2010. –264 с. – (Семья для ребенка).8. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья.–М.: Генезис, 2006.9. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. –М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. –319 с.10. Рожков О.П. Методические рекомендации при устройстве ребенка в семью: учебное пособие/ О.П.Рожков. –М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2012. –384 с.11. Система сопровождения приемных семей (Из опыта работы СОГОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения»). Методический сборник: Смоленск, 2008.12. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебн. пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2003.врачей.
Приложение
Алгоритм сопровождения замещающей семьи
Первая встреча с семьей
Цели первой встречи с семьей:- получение общего представления о семье, получение информации о ребенке и семье в целом;
— установление доверительных отношений между специалистами и семьей;
— выявление проблем семьи.
При первом посещении семьи работа строится следующим образом:Социальный педагог проводит собеседование с замещающим родителем, заключает «Договор о сопровождении», заполняет «Карту семьи», выявляет проблемы в семье (со слов замещающего родителя), определяет основной запрос семьи.Педагог-психолог занимается с ребенком, беседует, выявляет проблемы семьи, проводит первичную диагностику/тестирование, старается установить доверительные отношения с ребенком; обозначается дата следующей встречи.После проведения психологического обследования педагог-психолог обрабатывает полученные данные, пишет психологическое заключение, которое вкладывается в личное дело замещающей семьи.
Для проведения психодиагностики психологами отдела сформирован комплект методик, включающий три основных раздела:1. Психодиагностические методики для обследования замещающих родителей;2. Психодиагностические методики для обследования детей и подростков;3. Проективные методики.- Диагностика взрослых (замещающих родителей) направлена на выявление особенностей взаимоотношений с детьми и определение стиля семейного воспитания;- Для диагностики детей и подростков используются методики, направленные на изучение познавательной, межличностной сфер и выявление индивидуальных особенностей личности и др.;- Проективные методики направлены на выявление различных сторон личности и особенностей внутрисемейных отношений. Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов. Эти методики применимы как для детей, так и для взрослых. К ним относятся: «Дом. Дерево. Человек», «Рисунок человек», «Рисунок семьи», «Автопортрет», «Несуществующее животное» и др.
Дальнейшая работа с семьей строится в соответствии с уровнем сопровождении. Их четыре: адаптационный, кризисный, активный и стабильный уровни сопровождения.На адаптационном уровне сопровождения целью деятельности специалистов является способствование прохождению благополучной адаптации замещающей семьи, оказание психологической поддержки всем членам замещающей семьи. Потребителями услуг становятся все семьи в течение первого года создания замещающей семьи.К основным формам организации сопровождения на адаптационном уровне относятся:- детско-родительский тренинг, где в игровой, развлекательной форме у родителей и детей формируются навыки общения, позитивного взаимодействия друг с другом;- субботний Клуб для родителей «Забота». В программе Клуба предусмотрены индивидуальные и групповые занятия с психологами, социальными педагогами, работа «Творческих мастерских».Необходимо отметить значение для замещающих родителей таких встреч, на которых они могут поделиться своим опытом воспитания, развития и обучения приемных детей. Сопровождение на этом уровне позволяет предоставить возможность замещающим родителям получить психолого-педагогические знания в области развития, воспитания приемных детей, решить конкретные педагогические ситуации, с которыми столкнулись родители на этапе адаптации, а детям – получить психологическую поддержку и помощь в сложных ситуациях взаимодействия с взрослыми и со сверстниками.
На стабильном уровне ведущей потребностью является, психологическая поддержка. Потребителями услуг становятся все замещающие семьи. К основным формам организации сопровождения на базовом уровне относятся:- субботний Клуб для родителей «Забота»;
— детско-родительский тренинг.
Сопровождение на этом уровне позволяет абсолютному большинству замещающих родителей углублять ранее полученные, базовые психолого-педагогические знания в области развития, воспитания приемных детей, развивать свою родительскую компетентность. Деятельность по сопровождению на базовом уровне направлена на предупреждение кризиса.
На кризисном уровне семьи получают специализированную помощь
по устранению проблем, которые возникли в семье на данном этапе. Возрастает интенсивность сопровождения, для помощи семье привлекаются узкопрофильные специалисты (психиатр, инспектор ПДН и другие).
Важной формой работы с семьей становится социально-педагогический патронаж. На данном уровне сопровождения семья может получать услуги в форме:- индивидуальных консультаций (психолого-педагогических и социально-педагогических) членов семьи;
— психокоррекционных мероприятий;
— психологического обследования ситуации семейного кризиса.
Возможно применение иных форм предоставления услуг по оказанию помощи ребенку и семье, принявшей его на воспитание.
На активном уровне сопровождения, помощь семье направлена на предотвращение возврата ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защиту детей от возможного жестокого обращения.Семьи получают услуги в форме:- выезда в семью в составе педагога-психолога и социального педагога;
— психологического обследования ситуации семейного кризиса;
— индивидуального социально-правового и психологического консультирования членов семьи;
— психолого-педагогической коррекции.
Возможно применение иных форм предоставления услуг по оказанию помощи ребенку и семье, принявшей его на воспитание.
Определив уровень сопровождения, назначается куратор семьи. Затем педагог-психолог и куратор составляют в срок от 1 до 5 рабочих дней план сопровождения семьи или «Индивидуальную программу сопровождения семьи на три месяца» (далее – ИПС). Куратор согласовывает с Законным представителем ребенка дату и время посещения семьи, контролирует реализацию ИПС, отслеживает, получила ли семья необходимые ей услуги по сопровождению, а также осуществляет взаимодействие с семьей, ведет документацию по сопровождению семьи.Куратор обязан заблаговременно информировать законного представителя ребенка:- о планах проведения мероприятий, связанных с сопровождением семьи;
— об изменениях в законодательстве, касающихся семей и детей, оставшихся без попечения родителей.
В «Карте семьи» в процессе сопровождения указываются все события, отражающие работу специалистов Центра с семьей и с ее социальным окружением (телефонные и личные беседы, консультации, выезды и другие мероприятия, предусмотренные ИПС).В ходе реализации мероприятий ИПС психологи представляют куратору заключения о проведенных психологических обследованиях членов семьи.При отсутствии положительной динамики в работе с семьей или ребенком по инициативе куратора семьи может быть проведен внеплановый психолого-педагогический консилиум специалистов Центра. Решением консилиума в ИПС вносятся коррективы с учетом имеющейся динамики в развитии семейной ситуации, ребенка и запросов семьи.
Формирование и хранение личных дел семей:Личное дело формируется куратором и включает следующие документы:1. Копия заявления гражданина о приеме на обслуживание в отделение;
2. Договор о сопровождении семьи;
3. Согласие законного представителя ребенка (детей) на обработку персональных данных;
4. Согласие законного представителя ребенка (детей) на работу психолога с несовершеннолетним;
5. «Карта семьи»;
6. Психологическое заключение по результатам диагностического
обследования членов семьи, составленные педагогом-психологом, а также
бланки, рисунки испытуемых;
7. «Индивидуальная программа сопровождения (ИПС) семьи на 3
месяца»;
8. Отчеты специалистов Центра о мероприятиях, проводимых в рамках
ИПС.
Личные дела семей, принявших ребенка (детей) на воспитание и получающих услуги по сопровождению, хранятся в отделе семейного жизнеустройства. Материалы личного дела являются конфиденциальной информацией ограниченного доступа, в связи, с чем возникает необходимость хранения в рабочее и нерабочее время личных дел в запирающихся шкафах, в сейфах или в несгораемых шкафах. Работникам учреждения не разрешается при выходе из помещения оставлять какие-либо документы, содержащие персональные данные граждан, на рабочем столе или оставлять шкафы с документацией не запертыми. На рабочем столе работника всегда должен находиться только тот массив документов, с которым в настоящий момент он работает. Другие документы (дела, журналы и др.) должны находиться в запертом шкафу. Документы, приобщенные к личному делу, прилагается опись.Документация отдела:В отделе ведутся следующие журналы, касающиеся сопровождения семей:- «Журнал индивидуальных консультаций специалистов (педагога-
психолога, социального педагога, специалиста по социальной работе)»;
— «Журнал учета посещения занятий»;
— «Журнал учета посещений замещающих семей»;
— «Журнал учета приема граждан»;
— «Индивидуальная программа сопровождения (ИПС) семьи на три месяца.
Программа сопровождения приемной семьи имеет строго индивидуальный характер. В основе ИПС лежит заключение об оценке потребностей замещающей семьи и исследовании семейной ситуации. ИПС – это система мер, направленных на сохранение и укрепление приемной семьи, профилактику вторичных отказов, развитие приемного ребенка, предотвращение семейного неблагополучия, преодоление трудностей воспитания в семье, а также обеспечивающих такие психолого-педагогические и социально-педагогические условия жизнедеятельности опекуна (попечителя) и ребенка, которые способствуют полноценному развитию и социализации личности ребенка и повышению психолого-педагогической компетентности опекуна (попечителя).